Бизнес-образование Беларуси - большие перспективы сотрудничества

Круглый стол по актуальным проблемам развития бизнес-образования подтвердил высокую заинтересованность всех сторон

27 апреля 2011 г. в рамках X Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы бизнес-образования" состоялся круглый стол по проблемам организации и развития межсекторного и международного сотрудничества. Это мероприятие Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ, основной организатор конференции, провел в партнерстве с Информационно-просветительским учреждением "Новая Евразия".

Круглый стол стал площадкой профессиональных дискуссий и обмена опытом с очень широким представительством. В работе круглого стола участвовали высококвалифицированные преподаватели в сфере экономического и бизнес-образования, специалисты реального сектора экономики и профессиональных ассоциаций, ведущие научные сотрудники государственных и частных учебных заведений из Минска, Бреста, Гомеля, Гродно, Полоцка и других городов Беларуси, а также зарубежные эксперты из Нидерландов и Латвии. Высокий статус мероприятию придало участие начальника Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь Юрия Ивановича Миксюка, который подтвердил готовность Министерства образования к диалогу и взаимовыгодному сотрудничеству.

Тон беседе во вступительной речи задал председательствующий на круглом столе директор Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ профессор Владимир Владимирович Апанасович, подчеркнувший важность качественного развития бизнес-образования в современной Беларуси, которая ориентирована на высокие технологии, экономику знаний, эффективное управление.

Директор Информационно-просветительского учреждения "Новая Евразия" Жанна Филиппова представила Учреждение "Новая Евразия", многолетнюю успешную историю работы Фонда "Евразия" по развитию бизнес-образования в Беларуси. Агентство США по международному развитию (USAID) продолжает финансирование проектов в этой сфере, и высокий потенциал, который накопило профессиональное сообщество, дает основания рассчитывать на плодотворное сотрудничество в долгосрочной перспективе.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратились директор ИБМТ В.В. Апанасович (справа) и директор Учреждения "Новая Евразия" Ж.В. Филиппова (в центре).
Фото: Эмма Каминская, USAID.


На круглом столе анализ проблем, с которыми сталкивается современное высшее и последипломное образовании в сфере экономики и бизнеса, представил начальник Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Юрий Миксюк. Среди приоритетов развития высшей школы выделены следующие:

 - привлечение методической и практической помощи, а также финансирования подготовки кадров со стороны реального сектора экономики;
 - проведение публичной дискуссии и изменение существующих программ подготовки кадров с высшим образованием в сфере экономики и бизнеса;
 - разработка курсов бизнес-обучения для специалистов неэкономических специальностей;
 - работа над созданием национальной бизнес-школы.

Место и роль бизнес-образования в общей системе образования в Республике Беларусь определил исполнительный директор Ассоциации бизнес-образования Анатолий Илюкович, который представил результаты проведенного в преддверии круглого стола исследования современных тенденций развития бизнес-образования в Республике Беларусь. Развитие как экономики, так и образования достигло того уровня, когда необходимо четко разграничить понятия экономического и бизнес-образования, которые фактически являются взаимодополняющими, но ориентированы на различные цели и задачи. Среди основных проблем экономического и бизнес-образования особое место участники круглого стола отвели следующим:

 - программы подготовки специалистов негибкие и быстро утрачивают актуальность;
 - строгая регламентация и забюрократизированность учебного процесса, унифицированные учебные программы в разных учебных заведениях;
 - большая академическая нагрузка на преподавателей, что не дает возможности проявления инициативы и разработки специализированных авторских курсов;
 - низкая вовлеченность специалистов-практиков реального сектора экономики в учебный процесс, отсутствие материальных стимулов для представителей предприятий участвовать в процессе обучения студентов и магистрантов;
 - слабая развитость дистанционных форм получения экономического и бизнес-образования;
 - необходимость создания национальной бизнес- школы.

Руководитель Учебного центра ОАО "Керамин" Андрей Горчаков определил те проблемы в сфере обучения персонала, с которыми их предприятию приходится сталкиваться каждый день. Организация корпоративного обучения в сотрудничестве с бизнес-школами и университетами является перспективным путем решения проблемы.

Участники круглого стола за обсуждением перспективных направлений
совершенствования бизнес-образования Беларуси.
Фото: Эмма Каминская, USAID.


Дискуссия по проблемам развития бизнес-образования развернулась весьма интенсивная. Уже с первых минут обсуждения было заметно, что тематика круглого стола никого не оставила равнодушным. В частности, директор по персоналу Группы компаний "АЛЮТЕХ" Александр Мудрик в достаточно жесткой форме выразил недовольство процессом подготовки кадров высшего и последипломного образования в сфере экономики и бизнеса в Беларуси. Особый акцент выступающий сделал на чрезмерной бюрократизации учебного процесса, несоответствиии современным экономическим процессам, что приводит к, низкому качеству профессиональной подготовки и невостребованностью выпускаемых специалистов. Невозможность для частных структур принимать участие в процессе распределения студентов приводит к нерационалоному использованию человеческих ресурсов.

Юрий Миксюк подробно ответил на все замечания, пригласив представителей бизнеса проявлять инициативу и участвовать в процессе подготовки стандарта компетенций по отдельным специальностям, написании учебных программ. По словам начальника управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь, уже идет работа по наделению университетов страны большей свободой по выбору специальных дисциплин; стоит задача создания бизнес-инкубаторов при крупных университетах. Также Юрий Миксюк заметил, что согласно новому Кодексу Республики Беларусь об образовании с 1 сентября 2011 г. в распределении выпускников частные организации смогут участвовать наравне с государственными. Единственной проблемой, которая пока остается нерешенной принципиально, является создание национальной бизнес-школы, так как государство без существенной финансовой поддержки со стороны бизнеса не сможет осуществить данный проект в силу его масштабности.

За национальную систему образования выступил директор "Учебного центра НИИ-Газ" Александр Лапко, который выразил свое удовлетворение уровнем подготовки молодых специалистов, с которыми он работает. С другой стороны были подняты такие проблемы, как слабое участие бизнеса в процессе обучения кадров, традиционность подходов руководителей предприятий, а также невнимание системы высшего образования к наработанному в 1990-х годах опыту в сфере антикризисного управления.

Гость из Нидерландов, директор компании "Анализ, планирование и менеджмент", Тон ван Кеменаде также отметил, что кроме проблемы подготовки кадров в сфере бизнес и экономического образования, существует проблема на рабочих местах, когда профессионально подготовленные специалисты, готовые к внедрению инноваций, не находят поддержки со стороны руководства или сталкиваются с отсутствием необходимой для изменений инфраструктуры.

Также со стороны сразу нескольких участников круглого стола прозвучали предложения выделить бизнес-образование в самостоятельную область высшего экономического образования (как второе высшее или последипломное), создать конкретную концепцию бизнес-образования, через Учебно-методический отдел выделить специализации. Проблему создания национальной бизнес-школы, а также привлечения бизнеса в сферу образования рекомендовали решить через создание учреждений образования совместных форм собственности.

Любовь Климович, заведующая кафедрой менеджмента Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации, поделилась своими соображениями по поводу реорганизации бизнес-образования. Она высказала мнение, что лишь 10-12% судентов, получающих бизнес образование, должны обучаться по заказу Министерства образования, остальные 88-90% должны самостоятельно или за счет средств работодателя платить за получение престижной профессии, что поможет решить проблему материального стимулирования профессорско-преподавателького состава, а также оплаты услуг приглашенных практиков и консультантов с предприятий. Также к положительному опыту Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации относится их ежегодная ярмарка вакансий, на которой студенты, обучающиеся как за свой счет, так и за счет бюджета, могут найти себе рабочее место для распределения. Данная ямарка также решает вопрос прохождения студентами преддипломной практики, так как многие работодатели желают перед наймом выпускников оценить их личные и профессиональные качества, что легко сделать во время практики. Также Любовь Климович высказала предложение продолжить сотрудничество и обмен опытом в сфере экономического и бизнес-образования на интерактивном сайте, проводить обмен студентами и учебными материалами.

Заведующая кафедрой экономики и управления бизнесом Государственного института управления и социальных технологий БГУ Людмила Ермалович в очередной раз отметила, что при наличии типовых планов многие университеты страны, ведущие подготовку специалистов одной квалификации, потеряли свою специфику, эксклюзивность и не могут полноценно конкурировать на рынке образования. По мнению Людмилы Ермалович, следует сократить количество общеобразовательных дисциплин, которыми изобилует текущий учебный план, а также пересмотреть все программы, так как в настоящий момент отдельные темы встречаются в одном и том же виде сразу по нескольким дисциплинам. Также было обращено внимание на неразвитость дистанционных форм обучения, невозможность материально заинтересовать практиков преподавать в университете.

В ходе дискуссии также были высказаны предложения о тесном сотрудничестве Министерства образования с Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь, дабы образование оперативно менялось, чтобы решать не только существующие, но и грядущие стратегические проблемы развития экономики. Наталья Макаева, руководитель магистратуры ИБМТ БГУ, подчеркнула необходимость постоянного повышения квалификации и стажировки за границей профессорско-преподавательского состава, необходимость владения всеми специалистами высшей школы в сфере экономического и бизнес образования английским языком, что поможет преподавателям оперативно знакомиться с современной литературой и последними мировыми исследованиями в данной области, посещать международные конференции, вести диалог с иностранными коллегами.

Тимоти Пайлат, региональный вице-президент Фонда "Евразия", поделился американским опытом подготовки кадров в сфере экономического и бизнес образования. В США подготовкой специалистов в данной области занимается не Министерство образования, а сам бизнес и конкуренция между вузами заставляет их оперативно отвечать потребностям рынка.

В ходе оживленной дискуссии были сформированы дополнения к проекту Решения круглого стола и создана рабочая группа, которая после доработки передаст итоговые документы в Министерство образования, Парламент и другие заинтересованные организации.

Все участники круглого стола выразили надежду на продолжение продуктивного диалога и на то, что подобные встречи станут доброй традицией.

См. также:

"Белорусы и рынок", 18 апреля 2011
Бизнес-образование в Беларуси: от обсуждения текущих тенденций к укреплению профессионального сообщества и поиску общих решений.

Сайт Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ, март 2010
X-я Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы бизнес-образования"

Круглый стол был проведен при поддержке Фонда "Евразия" за счет средств Агентства США по международному развитию (USAID).



← вернуться к новостям
Сайт создан при поддержке Фонда "Евразия" за счет средств Агентства США по международному развитию (USAID)